«Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики».

 К. Д. Ушинский  

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания. Они дают возможность развивать и совершенствовать движения, упражняется в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, ползании, метании, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.

 Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А.Аркина, В.В.Гориневского, Н.А. Метлова, А.В.Кенеман, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осоки-ной, Е. А. Тимофеевой и др

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Содержание подвижной игры определяется движениями, которые входят в её состав - бег, прыжки и т.д. и включает сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия.

Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила — обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

 КЛАССИФИКАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР

К ЭЛЕМЕНТАРНЫМ ИГРАМ относятся

  • Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные. К сюжетным относятся  в т.ч. народные хороводные игры (с пением и речитативом): «Бояре», «Камушек», "Терера", "Золотые ворота", «Коза», «А мы просо сеяли», «Ручеек» и  народные игры без пения: «Кот и мыши», «Колечко» и т.д.
  • Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению игровой цели. К ним относятся:

-         игры типа перебежек и ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия): "Краски","Пятнашки"

-         игры с элементами соревнования (индивидуального и группового): «Жмурки», "Третий лишний", "Пустое место"

-         игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды, каждый играющий стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды)

-         игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, мячи) требуют определенных условий, правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий и элемент соревнования)

-         игры-аттракционы - в них двигательные задания выполняются в необычных условиях, часто включают элемент соревнования, эстафеты: «Бег со связанными ногами вдвоем», «Болото», «Рыбки», «Сматываем веревочку»

 К СЛОЖНЫМ относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол и т.д.), которые требуют собранности, организованности, наблюдательности, развития техники движений, быстроты реакции. В зависимости от возраста детей они могут играть и по упрощенным правилам (в т.ч. в разновозрастных группах).

 По степени нагрузки подвижные игры разделяются на

Игры большой подвижности

Игры средней подвижности

Игры малой подвижности

Одновременно участвует вся группа детей; ведущие движения - бег и прыжки.

Активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный или движение выполняется подгруппами. Ведущие движения - ходьба, передача предметов.

Движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна. Ведущее движение - ходьба + игры на внимание.

 Для выбора ведущих и разделения играющих на команды в подвижных играх используются считалки и жеребьевки. Можно использовать народные или авторские произведения этих жанров, а также придумывать их самостоятельно (к сюжету игры или решая определенную воспитательную задачу, связанную с конкретной группой) и вместе с детьми.

Этапы проведения подвижной игры:

-         подготовка  игры самим педагогом (продумывание правил и их объяснения, разучивание текстов, подготовка оборудования и материалов)

-         эмоциональный настрой детей на игру

-         точное, краткое, заинтересовывающее детей объяснение правил

-         проигрывание игры с обязательным участием  педагога (в роли ведущего, водящего или "капитана" группы - в зависимости от того, чья задача в данной игре сложнее)

-         2-3 повторения игры на одном занятии

-         предложение детям выбирать понравившиеся игры из известного репертуара и закрепление игры на последующих занятиях напоминанием основных правил

-         введение новых вариантов игры на основе уже хорошо знакомой (в т.ч. придумывание вариантов игры вместе с детьми - например, пусть будет не "Кот и мыши", а "Том и Джерри" или «Волк и зайцы» - тогда и текст речевого сопровождения, и характер движений обязательно поменяются!)

 НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.К.Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

По мнению А. П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг от друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.

На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности. Е. А. Покровский отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игрищ с оттенком языческого культа, таковы, например, празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся большею частью шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми.

Е. А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».
На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера. Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.  «Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими».

Е. Н. Водовозова рекомендовала заимствовать игры у народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи педагога, взрослого, мог изобретать подобные игры.

Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А. П. Усова. Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.

 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ: 

  1. Название игры. Источник, из которого она заимствована.
  2. Цель игры.
  3. Оборудование и игровой материал к игре.
  4. Выбор ведущего и водящего.
  5. Описание хода игры.
  6. Правила и условия игры.
  7. Возможности усложнения игры.
  8. Вариант (модификация) игры. 

Пример:

ИГРА «КОТ И МЫШИ»

(ИГРА СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ, ХОРОВОДНАЯ, источник - «Музыка и движение», сборник игр – М., 1999)

Цель игры: развитие ловкости, внимания, чувства ритма, словесной памяти, коллективного взаимодействия, стремления к взаимовыручке.

Оборудование и игровой материал к игре: можно подготовить элементы костюмов кота и мышки (шапочки, хвостики)

Выбор ведущего и водящего: в роли ведущего целесообразнее выступать педагогу – он объясняет правила и следит за ходом игры. Для выбора кота и мышки возможно использовать речевку-песенку, проговариваемую затем в ходе игры: это поможет детям одновременно выучить текст:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот,

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите:

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!

Описание хода игры: играющие водят хоровод, в центре которого – мышка – это ее «домик», проговаривая или напевая слова. Как только песенка кончилась, играющие понимают руки, не размыкая их – «дверки открываются», мышка выбегает наружу и бежит от кота, поджидавшего ее за пределами хоровода. Правила и условия игры:

  • Если кот успел поймать мышку, игра заканчивается. Можно сделать кота мышкой или выбрать новую пару.
  • Кот не имеет права забегать в круг.
  • Мышка не имеет права слишком долго находиться в домике во время погони – только забегать и сразу выбегать.
  • Игроки в хороводе должны быть внимательны и аккуратны – нельзя резко опускать руки, чтобы не ударить водящих.

Возможности усложнения игры: можно выбрать двух мышек, двух котов.

Вариант игры: «Колобок и лиса» - правила и условия те же. Меняется только текст песенки:

Колобок, колобок,

Подрумяненный бок,

В жаркой печке печен,

На окошке стужен,

И от дедушки ушел,

И от бабушки ушел,

Вот такие чудеса,

Только ждет тебя лиса.

 

ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ:

  1. Составить и написать в тетради конспект проведения игры по образцу, придумать вариант выбранной игры. 
  2. Подготовиться к проведению игры на практическом занятии. 
  3. Выписать в тетрадь и выучить 5 считалок.
  4. Познакомится с играми, приведенными ниже в методическом сопровождении, определить, к какому  виду относится каждая из них (сюжетная-бессюжетная; степень подвижности). 

  

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ РАЗНЫХ ВИДОВ

 ГОРЕЛКИ (ИГРА БОЛЬШОЙ ПОДВИЖНОСТИ) 

Участники игры становятся парами в затылок друг Другу. Впереди всех пар встает водящий, он громко говорит:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три, Последняя пара, беги!


После последнего слова «беги» играющие последней пары бегут вперед (каждый со своей стороны) до условного места, а водящий старается задержать одного из бегущих прикосновением руки до момента, когда игроки встретятся. Тот, кого задержали, встает рядом с водящим впереди первой пары, а второй становится водящим. Игра продолжается.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! С. К. Якуб: «Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее — Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки — славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, "чтобы встретить в чистоте восходящее светило". В ту же ночь происходило и "умы-кивание" девиц. В самой древней нашей летописи — "Повести временных лет" — так говорится об этом: "Схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе"». Эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку. О происхождении самого название игры — «горелки» — свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А.Н.Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен... поется:

Не огонь горит, не смола кипит,

А горит-кипит ретиво сердце

По красной девице...

Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность...».

ГУСИ-ЛЕБЕДИ (ИГРА БОЛЬШОЙ ПОДВИЖНОСТИ)

На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место — луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лага, летают.

Пастух: Гуси, гуси!

Гуси (останавливаются и отвечают хором): Га, га, га!

Пастух:   Есть хотите ?

Гуси: Да. да, да!

Пастух:  Так летите!

Гуси: Нам нельзя,

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Пастух:  Так летите, как хотите,

Только крылья берегите!

 Гуси, расправив крылья (вытянув в сторону руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначаются новые волк и пастух. Игра повторяется 3—4 раза.

 ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА (ИГРА СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ)

В игре участвуют 10—20 человек. Выбирают двух игроков, те отходят в сторону и договариваются, кто из них будет солнцем, а кто луной. Затем они становится лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные дети берутся за руки и вереницей идут через ворота. При этом они говорят (или поют):

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

 Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: луны или солнца. Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через ворота, и снова один из участников попадает в группу луны или солнца. Когда все игроки распределены, то устраивается перетягивание каната между двумя группами. При этом используется канат, веревка, палка или дети берут друг друга за пояс.

 МЫШЕЛОВКА (ИГРА СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ)

Играющие делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели,  

Берегитесь же плутовки

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки.

Переловим всех сейчас!

 

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя "хлоп" стоящие по кругу дети опускают руки, приседают — мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей будет поймана, дети меняются ролями — игра возобновляется. Игра повторяется 4—5 раз.

Указания. После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких детей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить.

РЫБАЧОК И РЫБКИ (ИГРА БОЛЬШОЙ ПОДВИЖНОСТИ)

На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих - рыбачок - находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие - рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок». На последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает, из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбачком и идет в центр круга.

СОВУШКА (ИГРА БОЛЬШОЙ ПОДВИЖНОСТИ) 

Играющие становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные - Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает - все оживает!» - малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает -всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту.

ПЕТУШКИ (ИГРА СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ) 

Играющие (по одному от каждой команды) входят в круг диаметром 3 метра и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной (правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу или наоборот). Задача: вытолкнуть противника из круга.

РЫБКИ (ИГРА СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ) 

Для игры нужна веревка длиной 2-3 метра с привязанным на конце грузиком - мешочком с песком. Играющие образуют круг, в центре которого стоит водящий с веревкой в руках. Он начинает раскручивать ее так, чтобы она вращалась над самой землей. Ребята перепрыгивают через веревку. Водящий постепенно поднимает плоскость вращения веревки выше и выше, пока кто-нибудь из участников не «попадется на удочку», т. е. не сумеет перепрыгнуть через вращающуюся веревку. Попавшийся водит. Игра продолжается.

МОРОЗ-КРАСНЫЙ НОС 

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

Вариант – «Два Мороза»

На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих, два Мороза (Мороз — красный нос и Мороз — синий нос) становятся посредине площадки лицом к детям:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые

Я Мороз — красный нос,

Я Мороз — синий нос, ,

Кто из вас решится

В дороженьку пуститься ?

 Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

После этого они перебегают в другой дом, а Морозы стараются их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз. Они стоят так до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, сколько играющих им удалось заморосить. После 2—3 перебежек выбирают новых Морозов. В конце игры подводится итог: какие Морозы заморозили больше играющих.

Указания. Игрок, который выбежит из дома до сигнала или остается в доме после него, тоже считается замороженным.

 ШИШКИ, ЖЕЛУДИ, ОРЕХИ (ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ)

В середине круга водящий, а остальные, разбившись по тройкам, становятся один за другим лицом к центру (первый номер — в трех-четырех шагах от входящего. Ведущий дает всем играющим названия: первые в тройках — шишки, вторые — желуди, третьи — орехи.

По сигналу водящий громко говорит, например: "Орехи!" Все играющие, названные орехами, должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Если водящий скажет: "Желуди!" — меняются местами стоящие вторыми в тройках, если: "Шишки!" — меняются местами стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или трех игроков в тройках, например: "Шишки! Орехи!" Вызванные также должны поменяться местами.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила игры запрещают вызванным оставаться на месте, не перебегая в какую-нибудь другую тройку. Такой игрок идет водить. При повторении игры каждую тройку можно построить не в колонну, а в кружок.

 «ВОЛК» И «ЯГНЕНОК» – ИГРА СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ

      Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний – ягненка, остальные – овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу ведущего – педагога –  «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.

вариант – «Курица и коршун» Выбирается Коршун. Все, остальные — цыплята, которые становятся в колонну по одному. Все держатся за пояс впереди стоящего. Первый игрок в колонне — наседка.

Задача коршуна схватить последнего цыпленка. Наседка, может мешать ему руками, двигаться в разные стороны, а вместе с ней вся колонна. Когда коршун поймает цыпленка стоящего последним, то становится наседкой, а цыпленок коршуном.

 ПЛАТОК

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет кому-нибудь из игроков платок на плечо и быстро бежит по кругу. Тот,  которому положили платок,  берет его и бежит за водящим.  И  тот и  другой  стараются занять свободное место.  Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить на плечо платок, прежде чем он займет свободное место в круге,  тот вновь становится водящим,  а игрок, отдавший платок, занимает свободное место.

Если  убегающий  первым встанет в круг,  то ведущим остается игрок с платком. Он идет по кругу, и игра снова продолжается.

 ЖМУРКИ (ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ)

В игре может принимать участие сколько угодно детей, но не менее трех. Желательно иметь некоторое пространство, чтобы была возможность двигаться, не натыкаясь на препятствия. Игра начинается с выбора водящего. Можно воспользоваться считалкой или просто кинуть жребий. «Водиле» завязывают глаза и выводят на середину площадки, затем поворачивают его несколько раз вокруг собственной оси. Дальше можно прочесть стишок или просто по команде разбежаться. Задача жмурки поймать игрока. Правила игры: Когда жмурка подходит к опасному предмету, все кричат «огонь», чтобы избежать травм. Но нельзя использовать это слово, чтобы отвлечь внимание жмурки от игрока, который не может убежать. Нельзя убегать далеко(желательно заранее обговорить границы участка для игры) и прятаться за какие-то предметы. Жмурка должен узнать пойманного игрока не снимая повязки.

МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ

Участники игры разбегаются по площадке, останавливаются друг от друга на расстоянии 1м, и каждый свое место обозначает кружком. Водящий ходит между играющими, выполняя разные движения. Он подходит к играющим и со словами "Море волнуется" кладет руку на плечо игрока. Все, до кого дотрагивается водящий, идут за ним, выполняя те же движения. Так играющие все уходят со своих мест. Водящий уводит их как можно дальше от кружков. Затем неожиданно останавливается, поворачивается к играющим и быстро говорит: "Море спокойно". Водящий и играющие бегут занимать кружки. Тот, кто не успел занять кружок, становится ведущим.

 МОРСКАЯ ФИГУРА

Участники становятся по всей площадке. Вместе с ведущим поднимают руки вверх, плавно водят ими влево — вправо, изображая волны и произносят считалку:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура

На месте замри!

Играющие останавливаются и замирают в позе изображая какую-либо фигуру. Ведущий объявляет победителем участника, который придумал самую красивую позицию.

 БАБА ЯГА

Дети создают круг, в нём стоит "Баба Яга", у неё помело (веточка). Дети двигаются по кругу и приговаривают:

Бабка Ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала!

А потом и говорит:

"У меня нога болит!"

Пошла на улицу—

Раздавила курицу.

Пошла на базар—

Раздавила самовар,

Пошла на лужайку—

Раздавила зайку.

Дети разбегаются, а Баба-Яга прыгает на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом, не выбегая за круг.

"Бабой Ягой" становится тот, кого ведущий осалит.

 

© modpk7
Конструктор сайтов - uCoz