ПРОЕКТ (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Подготовка проекта называется проектированием (процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов объектов будущего). Проект обладает рядом свойственных ему характеристик, определив которые, можно точно сказать, относится ли анализируемый вид деятельности к проектам:
Российская педагогическая энциклопедия определяет метод проектов как систему обучения при которой учащимся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов появился в американской педагогике конца 19 – начала 20 века на базе идеи о превращении школы в подобие жизни и был ориентирован на развитие мышления учащихся, в основе которого лежит личный опыт. Концепция метода проектов возникла из педоцентрической и прагматической теории американской философии и педагогической психологии рубежа 19 и 20 веков. Сущность образования в этой теории рассматривалась как исследовательский процесс, ведущий к самооткрытию. Основатели данной теории (Д. Дьюи, У. Килпатрик, Р. Паркер и др.) выступали против старого регламентированного обучения и верили в то, что образование должно помочь создать окружающую среду, ведущую к развитию и свободе выражения. «Проект» определялся как комплексная деятельность, которую сам учащийся планирует, намечает себе цель, сам ее выполняет. Каждая реальная практическая проблема, которая предоставляется решению и связана с разными видами практической продуктивной деятельности, является проектом. Еще в начале ХХ века У. Килпатрик писал: «При механистическом учебном процессе учитель может быть артистическим мастером, но не артистом-мыслителем. Такая постановка обучения самым отрицательным образом отражается на воспитании нравственного характера. Такой метод обучения создает отчуждение между учащимся и учителем. Для успешного же нравственного обучения непременно требуется такой коллектив, где учитель являлся бы сотоварищем и сотрудником. Там, где в обучении свирепствуют принуждение и наказание, оппозиция между учителем и учащимися становится неизбежной». В истории педагогики выделялось четыре типа проектов:
Наиболее содержательно и ярко в отечественной дидактике метод проектов развивался в теории и педагогической деятельности С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, М.М.Пистрака. Они понимали данный метод как форму организации жизнедеятельности, направленную на развитие личности ребенка. Педагогическая энциклопедия издания 1928г. определяет метод проектов как базирующуюся на прагматической педагогике форму организации обучения, основанную на том, что «сами учащиеся намечают себе те или иные практические задания (проекты) и в процессе их выполнения приобретают знания и умения. В понимании С.Т. Шацкого, который как мы знаем, является и одним из основоположников системы дополнительного образования детей в области художественного творчества, описание метода проектов весьма современно: «Важна не сумма знаний, а насущная, выходящая из жизни и ясно ощущаемая необходимость в них, установление путей, связующих свой метод добывания знаний с тем, что добыто другими ... Такова первая часть метода. Вторая часть – установление соответствия между силами ребенка, его возрастными возможностями и индивидуальными склонностями и работой школы. Третья часть метода – культура упражнений всякого рода в связи, конечно, со всей остальной работой. Четвертая часть – использование среды, материальной и социальной, окружающей ребенка, имея в виду то влияние, которое оказывают на детскую жизнь оба эти фактора. Пятая часть метода – способ работы над собой, своим жизненным продвижением, вызывание в себе явлений роста собственной личности, углубление коллективной педагогической работы. Это обычное, но не осуществляемое сознательно «уча, учимся». В современной практике работы педагога дополнительного образования использование метода проектов признается одним из наиболее интересных, ярких, комплексных эффективных средств личностного развития и образования учащихся (и при этом весьма трудоемким и требующим высокого уровня организационного мастерства и сотрудничества педагога и учащихся). Основные принципы (законы) использования метода проектов в дополнительном образовании в области развития художественного творчества можно сформулировать таким образом:
В процессе работы над проектам дети выполняют задания различного характера: - самостоятельный поиск информации и материалов по теме проекта (поиск и изучение биографической, искусствоведческой, исторической, художественной литературы; музыки; иллюстративного материала и т.д.); - продуктивная деятельность (разработка эскизов и макетов, изготовление элементов декораций и костюмов и т.д.) - творческая деятельность (придумывание элементов танца, построение мизансцен и т.д.) - организаторская деятельность (объединение в микрогруппы, работа с другими коллективами, населением и т.д.) Проект может носить краткосрочный и долговременный характер, объем его содержания (и, следовательно, работы детей) может быть очень различным. Собственно, даже отдельное занятие может носить характер проекта. Например, тематическое занятие на тему «Контраст как элемент языка искусства» (дети среднего и старшего школьного возраста), может строиться как краткосрочный проект, серия заданий, способ организации выполнения которых может быть различным, но весь их комплекс носит проектный характер, подводя детей к самостоятельному метафорически-содержательному обобщению смысла данной темы:
В работе над долговременным проектом целесообразнее такой способ организации, как творческие микрогруппы (обязательно взаимодействующие между собой, меняющиеся по составу). При этом, конечно, не исключается и возможность выполнения заданий всеми детьми, отдельными участниками группы. Например, структура планирования проекта постановки литературно-музыкальной композиции «Сказки А.С. Пушкина» может выглядеть таким образом (фрагмент):
Безусловно, основными видами деятельности детей в процессе подготовки такой композиции остаются те, которые непосредственно связаны с основной образовательной областью их занятий в творческом объединении. Но отличие от режиссерско-педагогической работы руководителя объединения по готовому сценарию очевидно.
|
© modpk7
|