ПРОЕКТ (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Подготовка проекта называется проектированием (процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов объектов будущего).

Проект обладает рядом свойственных ему характеристик, определив которые, можно точно сказать, относится ли анализируемый вид деятельности к проектам:

  1. Временность - любой проект имеет четкие временные рамки (это не относится к его результатам); в случае, если ограничение по времени отсутствует, то скорее всего, имеется в виду программа.
  2. Уникальные продукты, услуги, результаты - проект должен порождать уникальные результаты, достижения, продукты; в противном случае речь идет, например, о серийном производстве или стандартизированном процессе.
  3. Последовательная разработка - любой проект развивается во времени, проходя через определённые ранее этапы или шаги, но при этом специфика результата проекта строго ограничивается содержанием, установленным на этапе начала. Однако, некоторые творческие проекты с высокой степенью неопределенности не имеют четкой последовательности фаз и этапов, и процесс планирования может продолжаться параллельно с этапом реализации.

 Российская педагогическая энциклопедия определяет метод проектов как систему обучения при которой учащимся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Метод проектов появился в американской педагогике конца 19 – начала 20 века на базе идеи о превращении школы в подобие жизни и был ориентирован на развитие мышления учащихся, в основе которого лежит личный опыт. Концепция метода проектов возникла из педоцентрической и прагматической теории американской философии и педагогической психологии рубежа 19 и 20 веков. Сущность образования в этой теории рассматривалась как исследовательский процесс, ведущий к самооткрытию. Основатели данной теории (Д. Дьюи, У. Килпатрик, Р. Паркер и др.) выступали против старого регламентированного обучения и верили в то, что образование должно помочь создать окружающую среду, ведущую к развитию и свободе выражения. «Проект» определялся как комплексная деятельность, которую сам учащийся планирует, намечает себе цель, сам ее выполняет. Каждая реальная практическая проблема, которая предоставляется решению и связана с разными видами практической продуктивной деятельности, является проектом. Еще в начале ХХ века У. Килпатрик писал: «При механистическом учебном процессе учитель может быть артистическим мастером, но не артистом-мыслителем. Такая постановка обучения самым отрицательным образом отражается на воспитании нравственного характера. Такой метод обучения создает отчуждение между учащимся и учителем. Для успешного же нравственного обучения непременно требуется такой  коллектив, где учитель являлся бы сотоварищем и сотрудником. Там, где в обучении свирепствуют принуждение и наказание, оппозиция между учителем и учащимися становится неизбежной».

В истории педагогики выделялось четыре типа проектов:

  • производственный или конструктивный – направленный на решение или выполнение какой-либо производственной задачи (например, изготовление чего-нибудь);
  • потребительский (эстетический) – связанный с использованием чего-нибудь для наслаждения (например, работа над художественным произведением);
  • проект разрешения проблем (умозаключительный) – ориентированный на решение проблем интеллектуального характера (например, исследовательская работа).
  • проект дрессировки, проект специализации – предназначенный для выработка специальных навыков, усвоения знаний.

Наиболее содержательно и ярко в отечественной дидактике метод проектов развивался в теории и педагогической деятельности С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, М.М.Пистрака. Они понимали данный метод как форму организации жизнедеятельности, направленную на развитие личности ребенка. Педагогическая энциклопедия издания 1928г. определяет метод проектов как базирующуюся на прагматической педагогике форму организации обучения, основанную на том, что «сами учащиеся намечают себе те или иные практические задания (проекты) и в процессе их выполнения приобретают знания и умения. В понимании С.Т. Шацкого, который как мы знаем, является и одним из основоположников системы дополнительного образования детей в области художественного творчества, описание метода проектов весьма современно: «Важна не сумма знаний, а насущная, выходящая из жизни и ясно ощущаемая необходимость в них, установление путей, связующих свой метод добывания знаний с тем, что добыто другими ... Такова первая часть метода. Вторая часть – установление соответствия между силами ребенка, его возрастными возможностями и индивидуальными склонностями и работой школы. Третья часть метода – культура упражнений  всякого рода в связи, конечно, со всей остальной работой.  Четвертая часть – использование среды, материальной и социальной, окружающей ребенка, имея в виду то влияние, которое оказывают на детскую жизнь оба эти фактора. Пятая часть метода – способ работы над собой, своим жизненным продвижением, вызывание в себе явлений роста собственной личности, углубление коллективной педагогической работы. Это обычное, но не осуществляемое сознательно «уча, учимся».

В современной практике работы педагога дополнительного образования использование метода проектов признается одним из наиболее интересных, ярких, комплексных эффективных средств личностного развития и образования учащихся (и при этом весьма трудоемким и требующим высокого уровня организационного мастерства и сотрудничества педагога и учащихся).

Основные принципы (законы) использования метода проектов в дополнительном образовании в области развития художественного творчества можно сформулировать таким образом:

  1. Работа над темой проекта должна строиться согласно логике творчества – от постановки участниками проекта творческой задачи до достижения результата.
  2. Любая помощь (информация, подсказка, текст и т.д.) предоставляется учащимся только после того, как они исчерпали возможности получения ее друг у друга, из независимых источников и т.д.; поскольку только в этом случае работа будет настоящим творчеством и средством развития памяти, мышления, воображения, навыков систематизации, анализа и синтеза, способностей к самостоятельному решению проблемно-поисковых задач.
  3. Любое обращение педагога к учащимся (информация, описание способа действия, объяснение и т.д.) не должно опережать запрос детей, они должны сами запросить недостающую информацию. (Именно недостающую, а не целостную: мы, дескать, искали, да ничего не нашли).
  4. В активной практической (творческой) работе должны участвовать все ученики. Это может быть реализовано в разных способах организации деятельности (групповом, индивидуальном, парном, поточном, малыми творческими группами).
  5. В ходе разработки и реализации проекта дети должны иметь возможность сменить виды работы. Также необходимо чередовать интеллектуальную и физическую работу, темп деятельности, ее эмоциональную окраску и т.д.
  6. Независимо от темы, содержания проекта, способа организации детей необходимо четко спланировать и распределить этапы и направления работы (виды и содержание творческих компонентов проекта).
  7. Проект, само собой, должен быть связан с основным направлением деятельности творческого объединения, видами творческой деятельности и языком («языками») вида искусства, которым занимаются дети.

В процессе работы над проектам дети выполняют задания различного характера:

-         самостоятельный поиск информации и материалов по теме проекта (поиск и изучение биографической, искусствоведческой, исторической, художественной литературы; музыки; иллюстративного материала и т.д.);

-         продуктивная деятельность (разработка эскизов и макетов, изготовление элементов декораций и костюмов и т.д.)

-         творческая деятельность (придумывание элементов танца, построение мизансцен и т.д.)

-         организаторская деятельность (объединение в микрогруппы, работа с другими коллективами, населением и т.д.)

Проект может носить краткосрочный и долговременный характер, объем его содержания (и, следовательно, работы детей) может быть очень различным.

Собственно, даже отдельное занятие может носить характер проекта. Например, тематическое занятие на тему «Контраст как элемент языка искусства» (дети среднего и старшего школьного возраста), может строиться как краткосрочный проект, серия заданий, способ организации выполнения которых может быть различным, но весь их комплекс носит проектный характер, подводя детей к самостоятельному метафорически-содержательному обобщению смысла данной темы:

  1. Создать ритмические рисунки на тему «Контраст». Каждая группа (участник) показывает свой вариант, они обсуждаются и сравниваются. Главное, к чему здесь должно привести обсуждение – то, что основой контраста (как и искусства в целом) является ритм.
  2. Передать тему «Контраст» изобразительными средствами (это – задание-блиц, поэтому изобразительные материалы и средства, а также время на выполнение задания должны выбираться и оговариваться соответственно). Здесь дети могут самостоятельно придти к выводу о синтетичности искусства, о ритме и контрасте как основах изображения и передаче образа в художественном творчестве.
  3. Передать тему «Контраст»  в пластическом или скульптурном этюде.
  4. Сочинить литературный (словесный) этюд на тему «Контраст» (ориентируясь на заданную или самостоятельно выбранную форму, жанр, сюжет и т.д.).
  5. Придумать и показать театральный этюд (музыкальную игру) на тему, используя все предыдущие средства.

В работе над долговременным проектом целесообразнее такой способ организации, как творческие микрогруппы (обязательно взаимодействующие между собой, меняющиеся по составу). При этом, конечно, не исключается и возможность выполнения заданий всеми детьми, отдельными участниками группы.

Например, структура планирования проекта постановки литературно-музыкальной композиции «Сказки А.С. Пушкина» может выглядеть таким образом (фрагмент):

Вид работы

Способ организации деятельности детей

Результат работы и его место в реализации проекта

1.

Поиск информации по теме «История создания сказок. Прототипы и источники сюжетов».

Индивидуальный или творческой микрогруппой

Накопление текстового материала для построения сценарной основы (канвы) композиции, ее анализ и отбор.

2.

Поиск информации по теме «Судьба сказок А.С. Пушкина. Отзывы современников, последователи и критики. Издания сказок АС. Пушкина»

Индивидуальный или творческой микрогруппой

Накопление текстового материала для построения сценарной основы (канвы) композиции, ее анализ и отбор.

3.

Аналитическое творческое чтение сказок А.С. Пушкина по различным аспектам и темам:

-         «Кто из персонажей сказок похож между собой»

-         «Что можно назвать общей идеей всех сказок»

-         «Сила и слабость, красивое и некрасивое, настоящее и ложное   в сказках Пушкина и их героях»

-         «Ритмические рисунки сказок А.С. Пушкина»

-         «Характеры персонажей сказок в описаниях их движений, мимики, интонаций»

-         «Быт и природа в сказках» и т.д.

Индивидуальный и групповой

Определение основой идеи проекта (не заранее выдвинутой педагогом, она сама «выберется» из наиболее ярких открытий, сделанных детьми в процессе чтения), специфики исполнения текста (ролей), интерпретации содержания; отбор литературного материала для композиции.

4.

Подбор материала по теме «Сказки А.С. Пушкина в музыке»

Индивидуальный, творческими микрогруппами

Накопление музыкального (нотного, аудио) и текстового материала для сценария композиции, ее анализ и отбор.

5.

Подбор материала по теме «Сказки А.С. Пушкина в изобразительном искусстве»

Индивидуальный, творческими микрогруппами

Поиск средств визуального оснащения композиции, средств внешней выразительности образов (ролей), стилистики композиции.

6.

Составление текста композиции

Творческая микрогруппа в сотворчестве с педагогом

Обсуждение и анализ текста, правки.

7.

Изготовление визуального обеспечения в соответствии с предыдущей работой.

Творческая микрогруппа

визуальное обеспечение (декорации, реквизит и т.д.)

8.

Организация показа (приглашение гостей, информационная подготовка и т.д.)

Творческая микрогруппа

 

 Безусловно, основными видами деятельности детей в процессе подготовки такой композиции остаются те, которые непосредственно связаны с основной образовательной областью их занятий  в творческом объединении. Но отличие от режиссерско-педагогической работы руководителя объединения по готовому сценарию очевидно.

 

© modpk7
Конструктор сайтов - uCoz